информатика 10-11 класс по фгос.2022 печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
на 2022-2023 учебный год-10-11 классы

Составлена
учителем информатики Шелухой С.П.

Рекомендована педагогическим советом
Протокол № 10
«29» августа 2022 г.

с. Орловское, 2022
1

Пояснительная записка
Рабочая программа для 10-11 классов рассчитана на изучение информатики на базовом уровне и
составлена на основании:

Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ;

Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 05.2012 г. №
413;

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях;

Примерной программы среднего общего образования по информатике;

Авторской программы И.Г. Семакина (Семакин И.Г. ИНФОРМАТИКА 10–11 классы. Базовый
уровень. Примерная рабочая программа. Бином 2016);
УМК
1.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.. Информатика: Учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2017.
2.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.. Информатика: Учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2017.
Планируемые результаты изучения предмета информатики
Цели изучения общеобразовательного предмета «Информатика» направлены на достижение
образовательных результатов, которые структурированы по ключевым задачам общего образования,
отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Результаты включают в
себя личностные, метапредметные и предметные. Личностные и метапредметные результаты являются
едиными для базового и профильного уровней.
Личностные:

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для
их достижения;

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, общественных отношений;

принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие
вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных
общественных, государственных, общенациональных проблем;

2

сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;

развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.

владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств,
практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;

оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;

организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых
программных средств;

использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры для повышения
своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.
Метапредметные:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее –
ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
владение устной и письменной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации,
планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;


3

получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования;
формализации структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании
различных объектов, явлений и процессов;

умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать
защиту значимой информации и личную информационную безопасность;

владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами
информационных и коммуникационных технологий;

умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении
проекта.
Предметные:
В сфере познавательной деятельности:

освоение основных понятий и методов информатики;

умение интерпретировать сообщение с позиций их смысла, синтаксиса, ценности;

умение выделять информационные системы и модели в естественнонаучной, социальной и
технической областях;

умение анализировать информационные модели с точки зрения их адекватности объекту и целям
моделирования, исследовать модели с целью получения новой информации об объекте;

владеть навыками качественной и количественной характеристики информационной модели;

приобретения навыков оценки основных мировоззренческих моделей;

умение проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей и
интерпретировать их результаты;

умение определять цели системного анализа;

умение анализировать информационные системы разной природы, выделять в них
системообразующие и системоразрушающие факторы;

умение выделять воздействие внешней среды на систему и анализировать реакцию системы на
воздействие извне;

умение планировать действия, необходимые для достижения заданной цели;

умение измерять количество информации разными методами;

умение выбирать показатели и формировать критерии оценки, осуществлять оценку моделей;

умение строить алгоритм решения поставленной задачи оценивать его сложность и
эффективность;

умение приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;

умение анализировать разные способы записи алгоритмов;

умение реализовывать алгоритмы с помощью программ и программных средств;

умение ставить вычислительные эксперименты при использовании информационных моделей в
процессе решения задач;

умение сопоставлять математические модели задачи и их компьютерные аналогии.
В сфере ценностно-ориентационной деятельности:

приобретение навыков информационной деятельности, осуществляемые в соответствии с
правами и ответственностью гражданина;

развитие уважения к правам других людей и умение отстаивать свои права в вопросах
информационной безопасности личности;

готовность к работе о сохранении и преумножении общественных информационных ресурсов;
готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой
информации;

умение оценивать информацию, умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

осознание проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации, и возможных
путей их разрешения;

приобретение опыта выявления социальных информационных технологий со скрытыми целями.;

осознание того, что информация есть стратегический ресурс государства;

умение применять информационный подход к оценке исторических событий;

умение анализировать причины и последствия основных информационных революций;

умение оценивать влияние уровня развития информационной культуры на социальноэкономическое развитие общества;


4

осознание того, что право на информацию, есть необходимое условие информационной свободы
личности;

осознание глобальной опасности технократизма;

приобретение опыта анализа правовых документов, посвящённых защите информационных
интересов личности и общества;

умение выявлять причины информационного неравенства и находить способы его преодоления;

знакомство с методами ведения информационных войн.
В сфере коммуникативной деятельности:

осознание коммуникации как информационного процесса, роли языков, а том числе
формальных, в организации коммуникативных процессов;

приобретение опыта планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

овладение навыками использования средств ИКТ при подготовке своих выступлений с учётом
передаваемого содержания;

умение контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра по коммуникативной
деятельности;

использование явления информационного резонанса в процессе организации коммуникативной
деятельности;

соблюдение норм этикета, российских и международных законов припередачи информации по
телекоммуникационным каналам
В сфере трудовой деятельности:

умение выделять общее и особенное в материальных и информационных технологиях, выявлять
основные этапы, операции и элементарные действия в изучаемых технологиях;

умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного
технического устройства в зависимости от его основных характеристик;

умение использовать информационное воздействие как метод управления;

умение выявлять каналы прямой и обратной связи;

использование стереотипов при решении типовых задач;

умение строить алгоритмы вычислительных и аналитических задачи реализовывать их с
использованием ПК и прикладных программ;

использование табличных процессоров для исследования моделей;

получение опыта принятия управленческих решений на основе результатов компьютерных
экспериментов.
В сфере эстетической деятельности:

знакомство с эстетически значимыми объектами, созданными с помощью ИКТ, и
средствами их создания;

приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью средств ИКТ;

приобретение опыта в области компьютерного дизайна;

получение опыта сравнения художественных произведений с помощью компьютера и
традиционных средств.
В сфере охраны здоровья:

понимание особенности работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье
человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

соблюдении требований безопасности, гигиены и эргономики в работе с компьютером;

умение преодолевать негативное воздействие средств информационных технологий на психику
человека.
Информация и способы её представления
Выпускник научится:
• использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать
разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
• описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
использовать термины, описывающие скорость передачи данных;


5

• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
• кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
• использовать основные способы графического представления числовой информации.
Выпускник получит возможность:
•познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу
между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью,
между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным)
описанием;
• узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа,
например 0 и 1;
• познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
•познакомиться с двоичной системой счисления;
• познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными
кодами.
Основы алгоритмической культуры
Выпускник научится:
• понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие
между непосредственным и программным управлением исполнителем;
• строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные
состояния и системы команд этих исполнителей;
• понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд,
пошаговое выполнение, детерминирован-ность, возможность возникновения отказа при выполнении
команды);
• составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на
выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
• использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления
(условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных
величин;
• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные
операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
• создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде
программирования.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими
структурами;
• создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
• базовым навыкам работы с компьютером;
• использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов
программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы,
браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
• знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными
программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и
сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и
соответствующим понятийным аппаратом;
• научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные
материалы, презентации и т. п.;
6

• познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в
современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика,
физика и т. д.).
Работа в информационном пространстве
Выпускник научится:
• базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении
учебных и внеучебных задач;
• организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей
данных, интернет - сервисов и т. п.;
• основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами,
методами поиска в Интернете;
• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация,
подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке
достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и
в разные моменты времени и т. п.);
• узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
существуют международные и национальные стандарты;
• получить представление о тенденциях развития ИКТ.
Данная программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 10 -11 классов и
специфики классного коллектива:

учетом индивидуальных интеллектуальных различий учащихся в образовательном процессе
через сочетания типологически ориентированных форм представления содержания учебных материалов
во всех компонентах УМК;

оптимальным сочетанием вербального (словесно-семантического), образного (визуальнопространственного) и формального (символического) способов изложения учебных материалов без
нарушения единства и целостности представления учебной темы;

учетом разнообразия познавательных стилей учащихся через обеспечение необходимым
учебным материалом всех возможных видов учебной деятельности.
Кроме того, соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось через развитие
операционно-деятельностного компонента учебников, включающих в себя задания, формирующие
исследовательские и проектные умения. Так, в частности, осуществляется формирование и развитие
умений:

наблюдать и описывать объекты;

анализировать данные об объектах (предметах, процессах и явлениях);

выделять свойства объектов;

обобщать необходимые данные;

формулировать проблему;

выдвигать и проверять гипотезу;

синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей;

самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий и
др.
В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного
содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов
его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидуальным особенностям.
Чтобы включить учащихся класса в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы
организации их деятельности. Частые смены видов работы также будут способствовать повышению
эффективности учебного процесса.
3. Содержание учебного курса 10 -11 класс
I. Информация. Информационные системы и базы данных – 18(9 +9) часов
7

Основные подходы к определению понятия «информация». Виды и свойства информации. Количество
информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению
количества информации. Содержательный подход к измерению информации. Классификация
информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и
неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной
задачей.
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией
между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Поиск и
отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения
информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи
информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации.
Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование
информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.
Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение
информации. Защита информации. Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи
информации человеком. Управление системой как информационный процесс. Использование основных
методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных,
предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных,
предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
II. Информационные процессы. Интернет. – 14(4+10) часов
Хранение информации. Передача информации. Модель передачи информации К. Шеннона. Пропускная
способность канала и скорость передачи информации. Обработка информации. Виды обработки
информации. Алгоритм, свойства алгоритма. Модели алгоритмических машин в теории алгоритмов.
Автоматическая обработка информации. Свойства алгоритмической машины. Алгоритмическая машина
Поста. Информационные процессы в компьютере. Архитектура компьютера. Эволюция поколений
ЭВМ. Математические основы информатики.Тексты и кодирование.Равномерные и неравномерные
коды. Условие Фано.Системы счисления.Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этихсистемах
счисления.
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина,
файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации.
Описание объекта для его последующего поиска. Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые
технологии).Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой
информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи.
Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Возможности и преимущества сетевых
технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете.
Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства
организации компьютерных сетей.
III. Программирование обработки информации. Информационное моделирование. – 39(17+12)
часов
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при
заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Язык
программирования. Основные правила процедурных языков программирования (Паскаль): правила
представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление,
цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Использование массивов,
выбор из них данных, нахождение суммы, минимального и максимального элемента, сортировка. Этапы
решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка –
тестирование.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
8

Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные
преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей
истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты. Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры:
построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения
количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при
описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и
структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке
программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс
выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы
отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из
различных предметных областей. Примеры задач:
–
алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел
без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой
последовательности (или массива);
–
алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
–
алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка
числа на простоту и т.д.);
–
алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный
поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в
обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива
некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка
символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и
вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать
требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти;
зависимость вычислений от размера исходных данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое
представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности
(правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования
(виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура
современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы.
Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных.
9

Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры.
Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного
обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их
назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных
технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в
соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное
программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач
по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного
обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение
специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации
компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в
соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание
собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты
библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация.Реферат и аннотация. Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы
распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического
планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных
цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и
т. д.).Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа
в группе, технология публикации готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах
математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах.
Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах
данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного
проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы.
Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный
интеллект.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
10

Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети
Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка
интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация
мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля;
бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет:
правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные
электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы.
IV. Социальная информатика -2 (0+2) часа.
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура.
Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная
безопасность.Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС),
компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной
безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение
информационной безопасности.
V. Резерв учебного времени – 5 (4+1) часов.
Введение (1+0). Контрольная работа (2+1). Решение задач ЕГЭ (1+1).
Направления проектной деятельности: Информационные процессы.
4.Тематическое планирование по дисциплине «Информатика и ИКТ».
Тематическое планирование 10 класс.
Тема (раздел учебника)
1. Введение. Структура информатики.
ИНФОРМАЦИЯ
2. Информация. Представление
информации (§§1-2)

Всего часов
1ч.
11 ч.
3

Теори
я
1
2

3. Измерение информации (§§3-4)

3

2

4. Представление чисел в компьютере
(§5)

2

1

5. Представление текста, изображения и
звука в компьютере (§6)

3

1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
6. Хранение и передача информации
(§7, 8)

5 ч.
1

1

Практика
(номер работы)

1
(Работа 1.1) П.р. № 1
«Шифрование данных»
1
(Работа 1.2) П.р. № 2
«Измерение информации»
1
(Работа 1.3) П.р. № 3
«Представление чисел»
2
(Работа 1.4, 1.5)
П.р. № 4 «Представление
текстов. Сжатие текстов»
П.р. № 5 «Представление
изображения и звука»

11

7. Обработка информации и алгоритмы
(§9)

1

8. Автоматическая обработка (§10)
информации

1

9. Информационные процессы в
компьютере (§11)
Проект № 1 для самостоятельного
выполнения «Выбор конфигурации
компьютера»
Проект № 2 для самостоятельного
выполнения «Настройка BIOS»
Контрольная работа № 1
«Информация»
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
10. Алгоритмы, структуры алгоритмов,
структурное программирование (§12-14)
11. Программирование линейных
алгоритмов (§15-17)

1

Сам

0,5

1
(Работа 2.1.)
П.р. № 6 «Управление
алгоритмическим
исполнителем»
0,5
(Работа 2.2.)
П.р. № 7 «Автоматическая
обработка данных»

1

Работа 2.3. Выбор конфигурации компьютера
Работа 2.4. Настройка BIOS
1 час
18 ч.
1

1

2

1

12. Логические величины и выражения,
программирование ветвлений (§18-20)

3

1

13. Программирование циклов (§21, 22)

2

1

14. Подпрограммы (§23)

2

1

15. Работа с массивами (§24- 26)

4

2

16. Работа с символьной информацией
(§27, 28)

2

1

17. Комбинированный тип данных (§29)

1

0,5

1
(Работа 3.1.)
П.р. № 8 «Программирование
линейных алгоритмов»
2
(Работа 3.2., 3.3)
П.р. № 9 «Программирование
логических выражений»
П.р. № 10 «Программирование
ветвящихся алгоритмов»
1
(Работа 3.4.)
П.р. № 11 «Программирование
циклических алгоритмов»
1
(Работа 3.5.)
П.р. № 12 «Программирование
с использованием
подпрограмм»
2
(Работа 3.6. , 3.7)
П. р. № 13 «Программирование
обработки
одномерных
массивов»
П. р. № 14 «Программирование
обработки
двумерных
массивов»
1
(Работа 3.8.)
П.р. № 15 «Программирование
обработки строк символов»
0,5
12

(Работа 3.9.)
П.р. № 16 «Программирование
обработки записей»
Контрольная работа №2

1 час
35 часов

Всего:

Тематическое планирование 11 класс.
Тема (раздел учебника)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ
1. Системный анализ (§1-4)

2. Базы данных (§5-9)

Проект № 1 для самостоятельного
выполнения.
Проектные задания по
системологии
Проект № 2 для самостоятельного
выполнения.
Проектные задания на
самостоятельную разработку
базы данных

Всего
часов
10 ч.

Теория

3

1

7

1

Практика
(номер работы)

2
(Работа 1.1)
П.р. № 1 «Модели систем»

6
(Работы 1.3,1.4, 1,6, 1.7, 1.8, 1.9)
П.р. № 2 «Знакомство с СУБД»
П.р. № 3 «Создание базы данных
«Приемная комиссия»»
П.р. № 4 «Реализация простых запросов в
режиме дизайна (конструктора запросов)»
П.р. № 5 «Расширение базы данных
«Приемная комиссия». Работа с формой»
П.р. № 6 «Реализация сложных запросов в
базе данных «Приемная комиссия»»
П.р. № 7 «Создание отчета»
Работа 1.2. Проектные задания по системологии

Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную
разработку базы данных

Интернет.

10

3. Организация и услуги Интернет
( §10-12)

4

0

4
(Работы 2.1-2.4)
П.р. № 8 «Интернет. Работа с
электронной почтой и
телеконференциями»
П.р. № 9 «Интернет. Работа с
браузером. Просмотр webстраниц»
П.р. № 10 «Интернет.
Сохранение загруженных web–
страниц
П.р. № 11 «Интернет. Работа с
поисковыми системами»
13

Контрольная работа № 1
4. Основы сайтостроения ( §13-15)

1ч
5

2

3
(Работы 2.5-2.7)
П.р. № 12 «Разработка сайта
«Моя семья»»
П.р. № 13 «Разработка сайта
«Животный мир»»

П.р. № 14 «Разработка сайта
«Наш класс»»
Проект № 3 для самостоятельного Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов
выполнения
ИНФОРМАЦИОННОЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ
5. Компьютерное
информационное моделирование (
§16)
6. Моделирование зависимостей
между величинами ( §17)

12ч.
1

1

2

1

1
(Работа 3.1)
П.р. № 15 «Получение
регрессионных моделей»
7. Модели статистического
2
1
1
прогнозирования (§18)
(Работа 3.2)
П.р. № 16 «Прогнозирование»
8. Моделирование
3
2
1
корреляционных зависимостей (
(Работа 3.4)
§19)
П.р. № 17 «Расчет
корреляционных зависимостей»
9. Модели оптимального
3
1
2
планирования ( §20)
(Работа 3.6)
П.р. № 18 «Решение задачи
оптимального планирования»
Проект № 4 для самостоятельного Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных
выполнения
зависимостей
Проект № 5 для самостоятельного Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные
выполнения
зависимости»
Проект № 6 для самостоятельного Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное
выполнения
планирование»
Контрольная работа № 2
1ч
Социальная информатика
2ч
Информационное общество(§211
1
0
22)
Информационное право и
1
1
0
безопасность
Всего:
34 часа

14

№
урока
1.

Наименование разделов и тем уроков

Вс
ег
о
ча
со
в

Календарно-тематическое планирование ИНФОРМАТИКА 10 класс

1

4.

Введение в предмет – 1 час.
Правила поведения и ТБ
Введение. Структура информатики
Информация – 11 часов.
Информация.
Практическая работа № 1 «Шифрование
данных»
Измерение информации

5.
6.

2.

Дата

План

06.09.2022
1

13.09.2022

1

20.09.2022

1

27.09.2022

Измерение информации

1

04.10.2022

Практическая работа № 2 «Измерение
информации»
Представление чисел в компьютере

1

11.10.2022

1

18.10.2022

1

25.10.2022

1

08.11.2022

1

15.11.2022

1

22.11.2022

1

29.11.2022

15.

Практическая работа № 3
«Представление чисел»
Представление текста, изображения и звука
в компьютере
Практическая работа № 4
«Представление текстов. Сжатие текстов»
Практическая работа № 5
«Представление изображения и звука»
Информационные процессы – 5часов.
Хранение и передача информации
Обработка информации и алгоритмы
Практическая работа № 6 «Управление
алгоритмическим исполнителем»
Автоматическая обработка информации
Практическая работа № 7
«Автоматическая обработка данных»
Информационные процессы в компьютере

16.

Проект № 1 для самостоятельного
выполнения «Выбор конфигурации
компьютера»
Проект № 2 для самостоятельного
выполнения «Настройка BIOS»
Контрольная работа № 1 «Информация»

3.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.

17.

18.
19.

20.

Программирование обработки
информации – 18 часов.
Алгоритмы, структуры алгоритмов,
структурное программирование
Программирование линейных алгоритмов
Практическая работа № 8
«Программирование линейных
алгоритмов»
Логические величины и выражения,
программирование ветвлений

Примеч.
Факт

1

06.12.2022
1

13.12.2022
1

20.12.2022

1

27.12.2022

1

10.01.2023
1

17.01.2023

1

24.01.2023
1

31.01.2023

15

21.

22.

23.
24.

25.
26.

27.

28.
29.

30.

31.
32.

33.

34.

Практическая работа № 9
«Программирование логических
выражений»
Практическая работа № 10
«Программирование ветвящихся
алгоритмов»
Программирование циклов

1

Практическая работа № 11
«Программирование циклических
алгоритмов»
Подпрограммы

1

Практическая работа № 12
«Программирование с использованием
подпрограмм»
Работа с массивами.
Организация ввода и вывода данных с
использованием файлов
Типовые задачи обработки массивов

1

Практическая работа № 13
«Программирование обработки
одномерных массивов»
Практическая работа 14
«Программирование обработки
двумерных массивов»
Работа с символьной информацией

1

Практическая работа № 15
«Программирование обработки строк
символов»
Комбинированный тип данных
Практическая работа № 16
«Программирование обработки записей»
Контрольная работа № 2

1

Всего 34 часа

07.02.2023
1

14.02.2023
1

21.02.2023
28.02.2023

1

07.03.2023
14.03.2023

1

28.03.2023
1

04.04.2023
11.04.2023

1

18.04.2023
1

25.04.2023
02.05.2023

1

16.05.2023
1

23.05.2023
34

16

Календарно-тематическое планирование ИНФОРМАТИКА 11 класс

1

2

3

4
5
6

7

8

9

10

11

12

Наименование разделов и тем
уроков
Информационные системы и базы
данных - 10ч.
Правила
поведения и ТБ. Системный анализ
Моделирование и формализация.
Практическая работа № 1 «Модели
систем».
Моделирование и формализация.
Практическая работа № 1 «Модели
систем».
Базы данных
Практическая работа № 2
«Знакомство с СУБД»
Практическая работа № 3
«Создание базы данных
«Приемная комиссия»».
Практическая работа № 4
«Реализация простых запросов в
режиме дизайна (конструктора
запросов)»
Практическая работа № 5
«Расширение базы данных
«Приемная комиссия». Работа с
формой».
Практическая работа № 6
«Реализация сложных запросов в
базе данных «Приемная
комиссия»».
Практическая работа № 7
«Создание отчета».
Проект № 1 для самостоятельного
выполнения.
Проектные задания по
системологии
Проект № 2 для самостоятельного
выполнения.
Проектные задания на
самостоятельную разработку базы
данных
ИНТЕРНЕТ - 10ч Организация и
услуги Интернет
Сетевые технологии.
Практическая работа № 8
«Интернет. Работа с электронной
почтой и телеконференциями».
Аппаратные и программные
средства организации
Практческая работа № 9
«Интернет. Работа с браузером.
Просмотр web-страниц».

Дата
План

Вс
ег
о
ча
со
в

№
урока

Примеч.
Факт

1
05.09.2022
1
12.09.2022
1
19.09.2022
1

26.09.2022

1

03.10.2022

1
10.10.2022
1
17.10.2022
1
24.10.2022
1
07.11.2022
1

14.11.2022

1

21.11.2022
1

28.11.2022

17

13

14

15
16

17
18
19

20

21

22
23

24
25
26
27

28

29
30
31

Практическая работа № 10
«Интернет. Сохранение
загруженных web –страниц».
Практическая работа № 11
«Интернет. Работа с поисковыми
системами».
Контрольная работа № 1

1

Основы сайтостроения
Инструменты для разработки webсайтов. Создание сайта «Домашняя
страница».
Создание таблиц и списков на webстранице.
Практическая работа № 12
«Разработка сайта «Моя семья»».
Практическая работа № 13
«Разработка сайта «Животный
мир»».
Практическая работа № 14
«Разработка сайта «Наш класс»».
Проект № 3 для самостоятельного
выполнения.
Проектные задания на обработку
сайтов
ИНФОРМАЦИОННОЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ - 12ч.
Компьютерное информационное
моделирование.
Моделирование зависимостей
между величинами.
Практическая работа № 15
«Получение регрессионных
моделей».
Модели статистического
прогнозирования.
Практическая работа № 16
«Прогнозирование».
Моделирование корреляционных
зависимостей.
Вычисление коэффициента
корреляционной зависимости
между величинами.
Практическая работа № 17
«Расчет корреляционных
зависимостей».
Модели оптимального
планирования.
Решение задач оптимального
планирования.
Практическая работа № 18
«Решение задачи оптимального
планирования».
Проект № 4 для самостоятельного
выполнения.
Работа 3.3. Проектные задания на
получение регрессионных
зависимостей

1

05.12.2022
1
12.12.2022
1

19.12.2022

26.12.2022
1

09.01.2023

1

16.01.2023

1
23.01.2023
1

30.01.2023

1
06.02.2023
1

13.02.2023
20.02.2023
27.02.2023
06.03.2023

1

13.03.2023

1
27.03.2023
1
03.04.2023
1

10.04.2023

1

24.04.2023

1
15.05.2023

18

32
33

34

Проект № 5 для самостоятельного
выполнения.
Работа 3.5. Проектные задания по
теме «Корреляционные
зависимости»
Проект № 6 для самостоятельного
выполнения.
Работа 3.7. Проектные задания по
теме «Оптимальное планирование
Контрольная работа № 2
СОЦИАЛЬНАЯ
ИНФОРМАТИКА - 2ч.
Информационное общество.
Информационное право и
безопасность.
Всего 34 часа

22.05.2023

1
1

1
34

19

1. Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект
1. «Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.
3-е издание.- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014, ФГОС (с практикумом в приложении).
2. «Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.
3-е издание.- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014, ФГОС (с практикумом в приложении).
Литература для учителя
1. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория
базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://sc.edu.ru
3. Коллекция на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru).
4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10-11 класс. Методическое пособие –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2015

20

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя_______Шелухи Сергея Павловича___________
по
ИНФОРМАТИКЕ ________________
в_____11 классе___
№
п\п

Название раздела,
темы

Тема урока

Дата
Причина
Корректиру
проведе корректировки
ю-ния по
щее
плану
мероприятие

Дата
проведе
-ния по
факту

21

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя_______Шелухи Сергея Павловича___________
по
ИНФОРМАТИКЕ ________________
в_____10 классе___
№
п\п

Название раздела,
темы

Тема урока

Дата
Причина
Корректиру
проведе корректировки
ю-ния по
щее
плану
мероприятие

Дата
проведе
-ния по
факту

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».