Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике: алгебра и начала математического анализа (базовый уровень) на 2022-2023 учебный год –10 класс Составлена учителем математики Перескоковой В. М. Рекомендована педагогическим советом Протокол №10 «29» августа 2022 г. с. Орловское, 2022 год 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Изучение алгебры и начал математического анализа в старшей школе даёт возможность достижения обучающимися следующих результатов. Личностные: 1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 2) готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 5) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества; 6) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Метапредметные: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) 2 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные Предметные результаты освоения интегрированного курса математики ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путём освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе, а предметные результаты освоения курса алгебры и начал математического анализа на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Они предполагают: 1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; 3 2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; 3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; 4) владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; 5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа; 6) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; сформированность умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин; 7) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач. 4 2.Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения математики (алгебра и начало математического анализа) на базовом уровнеобучающиеся 10 класса должны: уметь: • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости 19 вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; • проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции; • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства; Функции и графики уметь: • определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; • строить графики изученных функций; • описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения; • решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков; 5 Начала математического анализа уметь: • вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы; • исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа; • вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной; 20 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения прикладных задач, в том числе социальноэкономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения; Уравнения и неравенства уметь: • решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы; • составлять уравнения и неравенства по условию задачи; • использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод; • изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей; Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей уметь: • решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул; • вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов; • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; • анализа информации статистического характера; 6 3.Содержание учебного предмета Программа разработана на основе рабочей программы 1.Т.А. Бурмистровой (Алгебра и начала математического анализа. Сборник рабочих программ. 10—11 классы : учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций : базовый и углубл. уровни / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — М. : Просвещение, 2016. —128 с.) 2.Учебный план МБОУ Орловский УВК. Рабочая программа по математике: алгебра и начала математического анализа(базовый уровень) рассчитана на 34 рабочие недели, 2,5 часа в неделю. Общее количество часов по данному курсу составляет 85 часа. 1. Вводное повторение-3ч 2. Действительные числа-3ч Понятие натурального числа. Множества чисел. Свойства действительных чисел. Метод математической индукции. Перестановки. Размещения. Сочетания. Доказательство числовых неравенств. Делимость целых чисел. Сравнение по модулю m. Задачи с целочисленными неизвестными. Основная цель – систематизировать известные и изучить новые сведения о действительных числах 3. Рациональные уравнения и неравенства-11ч Рациональные выражения. Формулы бинома Ньютона, суммы и разности степеней. Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида. Теорема Безу. Корень многочлена. Рациональные уравнения. Системы рациональных уравнений. Метод интервалов решения неравенств. Рациональные неравенства. Нестрогие неравенства. Системы рациональных неравенств. Основная цель – сформировать умения решать рациональные уравнения и неравенства 4. Корень степени n- 6ч 7 Понятия функции и ее графика. Функция y xn . Понятие корня степени n. Корни четной и нечетной степеней. Арифметический корень. Свойства корней степени n. Функция y n x . Корень степени n из натурального числа. Основная цель – освоить понятие корня n-ой степени и арифметического корня. Выработать умение преобразовывать выражения, содержащие корни степени n. 5. Степень положительного числа-7ч Понятие и свойства степени с рациональным показателем. Предел последовательности. Свойства пределов. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Число e. Понятие степени с иррациональным показателем. Показательная функция. Основная цель – усвоить понятие рациональной и иррациональной степеней положительного числа и показательной функции 6. Логарифмы-6ч Понятие и свойства логарифмов. Логарифмическая функция. Десятичный логарифм (приближенные вычисления). Степенные функции. Основная цель – освоить понятия логарифма и логарифмической функции, выработать умение преобразовывать выражения, содержащие логарифмы 7. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства-7ч Простейшие показательные и логарифмические уравнения. Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Простейшие показательные и логарифмические неравенства. Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Основная цель -сформировать умение решать простейшие показательные и логарифмические уравнения и неравенства 8.Синус и косинус угла-4ч Понятие угла и его меры. Определение синуса и косинуса угла, основные формулы для них. Арксинус и арккосинус. Примеры использования арксинуса, арккосинуса Основная цель – освоить понятия синуса, косинуса произвольного угла, изучить свойства функций угла: sin , cos . 9.Тангенс и котангенс угла-4ч 8 Определения тангенса и котангенса угла и основные формулы для них. Арктангенс и арккотангенс. Примеры использования, , арктангенса и арккотангенса и формулы для них. Основная цель – освоить понятия тангенса и котангенса произвольного угла, изучить свойства функций угла: tg , ctg . 10.Формулы сложения-9ч Косинус суммы и разности двух углов. Формулы для дополнительных углов. Синус суммы и разности двух углов. Сумма и разность синусов и косинусов. Формулы для двойных и половинных углов. Произведение синусов и косинусов. Формулы для тангенсов Основная цель – освоить формулы косинуса и синуса суммы и разности двух углов, выработать умение выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с изучить свойства основных тригонометрических функций и их графиков. 11.Тригонометрические функции числового аргумента-6ч Функции y sin x, y cos x, y tgx, y ctgx . Основная цель –изучить свойства основных тригонометрических функций и их графиков. 12.Тригонометрические уравнения и неравенства-6ч Простейшие тригонометрические уравнения. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений. Однородные уравнения. Простейшие тригонометрические неравенства. Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Введение вспомогательного угла. Замена неизвестного t sin x cos x Основная цель – освоить формулы косинуса и синуса суммы и разности двух углов, выработать умение выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с изучить свойства основных тригонометрических функций и их графиков. 13.Вероятность события-4ч Понятие и свойства вероятности события. Относительная частота события. Условная вероятность. Независимые события. 9 Основная цель – овладеть классическим понятием вероятности события, частоты события и условной вероятности события, независимых событий. Изучить их свойства и научиться применять их при решении несложных задач. 14.Повторение-8ч.Основная цель – повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики: алгебра и начала математического анализа (базовый уровень) 10 класса. 10 4. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 11 Наименование разделов Всего часов Контрольные работы Дата проведения Вводное повторение Действительные числа Рациональные уравнения и неравенства Корень степени n Степень положительного числа Логарифмы Показательные и логарифмические уравнения и неравенства Синус и косинус угла Тангенс и котангенс угла Формулы сложения Тригонометрические функции числового аргумента Тригонометрические уравнения и неравенства Вероятность события Повторение 3 3 11 1(диагностическая) 07.09.2022 Контрольная работа №1 1 14.10.2022 6 8 Контрольная работа №2 30.11.2022 6 6 Контрольная работа №3 13.01.2023 4 4 9 6 Контрольная работа №4 Контрольная работа №5 7 - 4 8 Итого 85 Контрольная работа №6 (итоговая) 7(6+1) 03.02.2023 30.03.2023 10.05.2023 5.Календарно-тематическое планирование учебного материала (2,5 часа в неделю. Всего 85 часов) № Кол-во урока Тема урока часов 1-3 Вводное повторение (3 часа) 1 Преобразования рациональных выражений и выражений с 1 радикалами. Уравнения, неравенства и методы их решения. 2 Решение тестовых задач с помощью уравнений и систем 1 уравнений. 3 Функции. Диагностическая работа. 1 01.09.2022 02.09.2022 07.09.2022 1. Действительные числа (3 часов) Понятие действительного числа. Множества чисел. 1 09.09.2022 5 Перестановки. Размещения. Сочетания. 1 14.09.2022 6 Метод математической индукции. Решение упражнений. 1 15.09.2022 4-6 4 7-17 7 12 Дата проведения урока по плану фактически 2. Рациональные уравнения и неравенства (11 часов) 16.09.2022 Рациональные выражения. 1 8 Формулы бинома Ньютона, суммы и разности степеней. 1 21.09.2022 9 Рациональные уравнения. 1 23.09.2022 10 Решение более сложных уравнений. 1 28.09.2022 11 Системы рациональных уравнений. 1 29.09.2022 12 Метод интервалов решения неравенств. 1 30.09.2022 13 Рациональные неравенства. 1 05.10.2022 № урока 14 Нестрогие неравенства. Дата проведения урока по плану фактически 07.10.2022 15 Самостоятельная работа. 1 12.10.2022 16 Системы рациональных неравенств. 1 13.10.2022 17 Контрольная работа №1 1 14.10.2022 3. Корень степени n (6 часов) Понятие функции и её графика. Функция y x n . 1 19.10.2022 19 Понятие корня степени n. Корни чётной и нечётной степеней. 1 21.10.2022 20 Арифметический корень и его свойства. 1 26.10.2022 21 Арифметический корень и его свойства. 1 27.10.2022 22 Свойства корней степени n. 1 28.10.2022 23 Преобразование выражений с радикалами. 1 09.11.2022 18-23 18 4. Степень положительного числа (7часов) Степень с рациональным показателем и её свойства. 1 10.11.2022 25 Преобразование выражений. 1 11.11.2022 26 Преобразование выражений. 1 16.11.2022 27 Понятие предела последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Число е. 1 18.11.2022 1 23.11.2022 24-31 24 28 13 Тема урока Кол-во часов 1 № урока Тема урока 29 Понятие степени с иррациональным показателем. Показательная функция, её график и свойства. 30 Решение упражнений 31 32-37 32 33 Кол-во часов 1 Дата проведения урока по плану фактически 24.11.2022 1 25.11.2022 Контрольная работа №2 1 30.11.2022 5. Логарифмы (6 часов) Понятие логарифма. Основное логарифмическое тождество. 1 02.12.2022 Свойства логарифмов. 1 07.12.2022 34 Свойства логарифмов. 1 08.12.2022 35 Преобразование логарифмических выражений. Самостоятельная работа. Преобразование логарифмических выражений. Самостоятельная работа. Логарифмическая функция, её график и свойства. 1 09.12.2022 1 14.12.2022 1 16.12.2022 36 37 38-44 14 6. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства (7 часов) 38 Простейшие показательные и логарифмические уравнения. 1 21.12.2022 39 Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. 1 22.12.2022 40 Простейшие показательные неравенства. 1 23.12.2022 41 Простейшие показательные неравенства. 1 28.12.2022 42 Простейшие логарифмические неравенства. 1 30.12.2022 № урока Тема урока 43 Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Контрольная работа №3 Дата проведения урока по плану фактически 11.01.2023 1 13.01.2023 Понятие угла. Радианная мера угла. 1 18.01.2023 1 19.01.2023 47 Определение синуса и косинуса угла. Основные формулы для sin и cos . Преобразование тригонометрических выражений. 1 20.01.2023 48 Арксинус, арккосинус. 1 25.01.2023 Определение тангенса и котангенса. 1 27.01.2023 50 Основные формулы для тангенса и котангенса. 1 01.02.2023 51 Арктангенс. 1 02.02.2023 52 Контрольная работа №4 1 03.02.2023 9. Формулы сложения (9 часов) Косинус суммы и косинус разности двух углов. 1 08.02.2023 54 Формулы для дополнительных углов. 1 10.02.2023 55 Преобразование тригонометрических выражений. 1 15.02.2023 56 Синус суммы и синус разности двух углов. 1 16.02.2023 57 Сумма и разность синусов и косинусов. 1 17.02.2023 44 45-48 45 46 49-52 49 53-61 53 15 Кол-во часов 1 7. Синус и косинус угла (4 часов) 8. Тангенс и котангенс (4 часа) № урока Тема урока 58 Преобразование тригонометрических выражений. Дата проведения урока по плану фактически 22.02.2023 59 Формулы для двойных и половинных углов. 1 01.03.2023 60 Произведение синусов и косинусов, формулы для тангенсов. 1 02.03.2023 61 Самостоятельная работа. 1 03.03.2023 62-67 62 10. Тригонометрические функции числового аргумента (6 часов) 10.03.2023 1 Функции y sin x , y cos x их графики и свойства. 63 Построение более сложных графиков. 1 15.03.2023 64 Функции y tgx , y ctgx их графики и свойства. 1 16.03.2023 65 Самостоятельная работа. 1 17.03.2023 66 Анализ самостоятельной работы. Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа №5 1 29.03.2023 1 30.03.2023 67 11. Тригонометрические уравнения (6 часов) Простейшие тригонометрические уравнения. 1 31.03.2023 69 Простейшие тригонометрические уравнения. 1 05.04.2023 70 Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. 1 07.04.2023 71 1 12.04.2023 72 Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений. Однородные уравнения. 1 13.04.2023 73 Самостоятельная работа. 1 14.04.2023 68-73 68 16 Кол-во часов 1 № Кол-во урока Тема урока часов 74-77 12. Вероятность события (4 часа) 74 Понятие вероятности события. 1 Дата проведения урока по плану фактически 19.04.2023 75 Свойства вероятностей. 1 21.04.2023 76 Применение комбинаторных формул для вычисления вероятности. 1 26.04.2023 77 78-85 78 1 81 Применение комбинаторных формул для вычисления вероятности. 13. Повторение (8 часов) Преобразование алгебраических выражений и выражений с радикалами. Логарифм. Простейшие показательные, логарифмические уравнения и неравенства. Преобразование тригонометрических выражений. Тригонометрические функции, их графики и свойства. Тригонометрические уравнения. Контрольная работа №6 (итоговая) 1 10.05.2023 82 Анализ контрольной работы. 1 11.05.2023 83 Решение упражнений по курсу 10 класса 1 12.05.2023 84 Решение упражнений по курсу 10 класса 1 17.05.2023 85 Решение упражнений по курсу 10 класса 1 19.05.2023 86 Решение упражнений по курсу 10 класса 1 24.05.2023 87 Решение упражнений по курсу 10 класса 1 25.05.2023 88 Решение упражнений по курсу 10 класса 1 26.05.2023 79 80 17 1 28.04.2023 1 03.05.2023 1 05.05.2023 ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ № Название п/ раздела, темы п 18 Тема урока Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующее мероприятие Дата проведения по факту 19