Рабочая программа по биологии 11 класс

Рабочая программа
по предмету «Биология»
на 2022-2023 учебный год – 11 класс

Составлена
учителем биологии
Шелухой Е.В.
Рекомендована педагогическим советом
Протокол № 10
«29» августа 2022 г.
с. Орловское, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденными приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (с изменениями)
 Программой среднего общего образования по биологии для 10-11 класса «Биология» авторов В В. Пасечника, Г. Г. Швецова, Т.М.
Ефимовой //Программы для общеобразовательных учреждений: углубленный уровень. Биология. 10-11 классы (УМК «Линии жизни»). М.: Просвещение, 2017. - 202c.//,
 рабочим учебным планом МБОУ Орловский УВК;
 уставом МБОУ Орловский УВК.
Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:
Биология. 11 класс. Учебник для общеобразоват. организаций /. Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и др./под ред. Пасечника В.В.
Биология. (углубленный уровень) АО Издательство Просвещение 2019г.
Рабочая программа по биологии рассчитана на 34 рабочие недели, 3часа в неделю, 102 часа в год.



1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа



жизни;

сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей
профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

Метапредметные результаты:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
 умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках
(тексте учебника, научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках); анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать её из одной формы в другую;
















умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях, поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
характеристика содержания биологических теорий (клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о
биосфере, законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
выделение существенных признаков биологических объектов (клеток, организмов, видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен
веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов, формирование
приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере);
объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения: вклада биологических теорий в формирование современной
естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, наследственных
заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
проведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и
окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
решение элементарных биологических задач, составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания);
описание особей по морфологическому критерию;
выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно),
антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
сравнение биологических объектов (химический состав живой и неживой природы, зародыша человека и других млекопитающих,
природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое
размножение) т формулировка выводов на основе сравнения.
В ценностно – ориентационной сфере:





















анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения человека и возникновения жизни, глобальных экологических
проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из
разных источников;
оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение,
направленное изменение генома).
В сфере трудовой деятельности:
овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
Обучающийся научится:
оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;
оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с
основополагающими понятиями других естественных наук;
обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы,
закономерности, понимать границы их применимости;
проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать
необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности
аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза, в случае изменения последовательности
нуклеотидов ДНК;
сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в
клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и
функций частей и органоидов клетки;
обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов,
происходящих в клетках живых организмов;
определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
























решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее
скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
сравнивать разные способы размножения организмов;
характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в
естественном и искусственном отборе;
обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения
факторов среды;
аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать
собственную оценку;
выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании
представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Обучающийся получит возможность научиться:
организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный
проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты,
интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы
развития в виде схем; анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных
исследованиях в биологии, медицине и экологии;
аргументировать необходимость синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;





моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона,
предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности,
предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
11 класс
Раздел 1. Теория эволюции.
Популяционно – видовой уровень
Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж. Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции
живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические.
Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции.
Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф
генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди—Вайнберга. Молекулярно-генетические механизмы
эволюции. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и географическое видообразование.
Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль
эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира. Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде
обитания как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира.
Современные подходы к классификации организмов.
Демонстрации
живые растения и животные, гербарные экземпляры, коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов
культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты
видообразования; примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих
процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторные работы
1. Описание видов по морфологическому критерию.
Раздел 2. Организмы и окружающая среда.

Экосистемный уровень.
Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления
организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.
Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток
энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем
разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения
биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.
Биосферный уровень
Учение В. И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль.
Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли. Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие
на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа
устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук, актуальные
проблемы биологии.
Демонстрации
гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных, моделей экосистем, таблиц, иллюстрирующих структуру
биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
модели-аппликации «Биосфера и человек»; карт заповедников нашей страны.
Лабораторные работы
2. «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов».
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
«Методы измерения факторов среды обитания»
«Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах»
«Изучение экологической ниши у разных видов растений»
Изучение и описание экосистем своей местности
Составление пищевых цепей
«Оценка антропогенных изменений».

Раздел 3. Развитие жизни на Земле.

Популяционно – видовой уровень
Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции
биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины. Современные представления о
происхождении человека. Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их
происхождение и единство.
Демонстрации
моделей скелета человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс

№
п/п

1

Тема раздела

Количество часов

Раздел 1. Теория эволюции.
Популяционно – видовой уровень

Лабораторные
работы

Контрольные
работы

1

1

24
8

Раздел 2. Организмы и окружающая среда.
Экосистемный уровень.
48
Биосферный уровень
2

9
1
Раздел 3. Развитие жизни на Земле.
Популяционно – видовой уровень

3
4

18
Повторение
Итого:

3
102

9

2

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ 11 класс
102 часа (3 часа в неделю)
Учитель: Шелуха Е.В.
№ п/п Дата план Дата
факт

1.

01.09.2022

Кол-в
о
уроко
в
1

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

06.09.2022
07.09.2022
08.09.2022
13.09.2022
14.09.2022
15.09.2022
20.09.2022
21.09.2022
22.09.2022
27.09.2022
28.09.2022
29.09.2022
04.10.2022
05.10.2022
06.10.2022
11.10.2022
12.10.2022
13.10.2022
18.10.2022
19.10.2022
20.10.2022
25.10.2022
26.10.2022

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тема урока
Содержание темы
Раздел 1. Теория эволюции. Популяционно – видовой уровень
Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции.
Лабораторная работа №1 «Описание видов по морфологическому критерию».
Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции
Обобщающий урок.
Развития эволюционного учения Ч. Дарвина.
Синтетическая теория эволюции.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Урок « Шаги в медицину».
Изоляция. Закон Харди-Вайнберга.
Изоляция. Закон Харди-Вайнберга
Урок « Шаги в медицину».
Естественный отбор и его формы.
Урок « Шаги в медицину».
Обобщающий урок.
Половой отбор. Стратегия отбора
Урок « Шаги в медицину».
Микроэволюция. Макроэволюция.
Урок « Шаги в медицину».
Направления эволюции.
Принципы классификации. Систематика.
Урок « Шаги в медицину».
Обобщающий урок.
Контрольная работа №1
Организация подготовки к ЕГЭ.

Примеча
ния

25.

27.10.2022

1

26.

08.11.2022

1

27.
28.

09.11.2022
10.11.2022

1
1

29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.

15.11.2022
16.11.2022
17.11.2022
22.11.2022
23.11.2022
24.11.2022
29.11.2022
30.11.2022
01.12.2022
06.12.2022
07.12.2022
08.12.2022
13.12.2022
14.12.2022
15.12.2022
20.12.2022
21.12.2022
22.12.2022
27.12.2022
28.12.2022
29.12.2022
10.01.2023
11.01.2023
12.01.2023
17.01.2023
18.01.2023
19.01.2023

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Раздел 2. Организмы и окружающая среда. Экосистемный уровень.
Экосистемный уровень: общая характеристика. Среда обитания организмов.
Лабораторная работа №2 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных
экологических факторов».
Экологические факторы и ресурсы.
Лабораторная работа №3 «Сравнение анатомического строения растений разных мест
обитания».
Влияние экологических факторов среды на организм.
Влияние экологических факторов среды на организм.
Лабораторная работа № 4«Методы измерения факторов среды обитания»
Урок « Шаги в медицину».
Обобщающий урок.
Экологические сообщества
Урок « Шаги в медицину».
Естественные и искусственные экосистемы
Естественные и искусственные экосистемы.
Лабораторная работа № 5 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах
Обобщающий урок.
Взаимоотношения организмов в экосистеме. Симбиоз.
Взаимоотношения организмов в экосистеме. Паразитизм
Урок « Шаги в медицину».
Взаимоотношения организмов в экосистеме. Хищничество.
Взаимоотношения организмов в экосистеме. Хищничество
Взаимоотношения организмов в экосистеме. Антибиоз. Конкуренция.
Обобщающий урок.
Экологическая ниша. Правило оптимального фуражирования
Лабораторная работа № 6 «Изучение экологической ниши у разных видов растений»
Урок « Шаги в медицину».
Видовая и пространственная структура экосистемы.
Урок « Шаги в медицину».
Обобщающий урок.
Трофическая структура экосистемы.
Урок « Шаги в медицину»
Лабораторная работа № 7 «Изучение и описание экосистем своей местности».

56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.

24.01.2023
25.01.2023
26.01.2023
31.01.2023
01.02.2023
02.02.2023
07.02.2023
08.02.2023
09.02.2023
14.02.2023
15.02.2023
16.02.2023
21.02.2023
22.02.2023
28.02.2023
01.03.2023
02.03.2023
07.03.2023

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.

09.03.2023
14.03.2023
15.03.2023
16.03.2023
28.03.2023
29.03.2023
30.03.2023
04.04.2023
05.04.2023

1
1
1
1
1
1
1
1
1

83.
84.
85.
86.
87.

06.04.2023
11.04.2023
12.04.2023
13.04.2023
18.04.2023

1
1
1
1
1

Пищевые связи в экосистеме.
Лабораторная работа № 8 «Составление пищевых цепей»
Экологические пирамиды.
Урок « Шаги в медицину».
Обобщающий урок.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Продуктивность сообщества.
Экологическая сукцессия.
Сукцессионные изменения. Значение сукцессии.
Урок « Шаги в медицину».
Обобщающий урок.
Влияние загрязнений на живые организмы.
Последствия влияния деятельности человека на экосистемы.
Лабораторная работа № 9 «Оценка антропогенных изменений».
Обобщающий урок..
Обобщающий урок. Конференция Проект.
Организация подготовки к ЕГЭ.
Раздел 2. Организмы и окружающая среда. Биосферный уровень
Биосферный уровень: общая характеристика. Учение Вернадского о биосфере
Урок « Шаги в медицину».
Круговорот веществ в биосфере.
Круговорот веществ в биосфере.
Урок « Шаги в медицину»
Обобщающий урок
Эволюция биосферы. Зарождение жизни.
Эволюция биосферы. Кислородная эволюция.
Урок « Шаги в медицину
Раздел 3. Развитие жизни на Земле.
Популяционно – видовой уровень
Происхождении жизни на Земле.
Урок « Шаги в медицину
Современные представления о происхождении жизни
Развитие жизни на Земле. Катархей, архей и протерозой.
Развитие жизни на Земле. Палеозой.
Развитие жизни на Земле, Мезозой.

88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.

19.04.2023
20.04.2023
25.04.2023
26.04.2023
27.04.2023
02.05.2023
03.05.2023
04.05.2023
10.05.2023
11.05.2023
16.05.2023
17.05.2023
18.05.2023
23.05.2023
24.05.2023

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Развитие жизни на Земле. Кайнозой.
Обобщающий урок.
Эволюция человека.
Урок « Шаги в медицину.
Основные стадии антропогенеза.
Движущие силы антропогенеза
Урок « Шаги в медицину
Формирование человеческих рас.
Роль человека в биосфере.
Урок « Шаги в медицину
Обобщающий урок.
Контрольная работа №2
Повторение
Повторение
Повторение

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя биологии Шелухи Е.В.
по биологии в 11 классе
№ Название раздела,
п/п темы

Тема урока

Дата
проведения
по плану

Причина
корректировки

Корректирую
щее
мероприятие

Дата
проведения по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».