Рабочая программа по биологии 10 класс

Рабочая программа
по предмету «Биология»
на 2022-2023 учебный год – 10 класс

Составлена
учителем биологии
Шелухой Е.В.
Рекомендована педагогическим советом
Протокол № 10
«29» августа 2022 г.
с. Орловское, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденными приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (с изменениями)
 Программой среднего общего образования по биологии для 10 класса «Биология» авторов В В. Пасечника, Г. Г. Швецова, Т.М. Ефимовой
//Программы для общеобразовательных учреждений: углубленный уровень. Биология. 10-11 классы (УМК «Линии жизни»). - М.:
Просвещение, 2017. - 202c.//, в соответствии с рабочим учебным планом МБОУ Орловский УВК, Уставом МБОУ Орловский УВК.
Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:
Биология. 10 класс. Учебник для общеобразоват. организаций /. Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и др./под ред. Пасечника В.В.
Биология. (углубленный уровень) АО Издательство Просвещение
Рабочая программа по биологии рассчитана на 34 рабочие недели, 3часа в неделю, 102 часа в год.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на
достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок ЗОЖ;
3) формирование познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей
профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы базового курса биологии являются:
1)
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2)
умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках
(тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью
и здоровью окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса биологии базового уровня являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:

характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере;
законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
2)
выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и
соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление
клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);
3)
объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной
естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов
на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов,
наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
4) приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и
окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
5) умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
6)
решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания);
7) описание особей видов по морфологическому критерию;
8)
выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно),
антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
9) сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыша человека и других млекопитающих,
природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отборы, половое и бесполое размножение) и
формулировка выводов на основе сравнения.
В ценностно-ориентационной сфере:
1) анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение человека и возникновение жизни, глобальных экологических
проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных
источников;
2) оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение,
направленное изменение генома).
В сфере трудовой деятельности: овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
В сфере физической деятельности:обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение,
употребление алкоголя, наркомания); правил поведения в окружающей среде.

1)

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования выпускник на углублённом уровне
научится:
— оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;
— оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
— устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с

основополагающими понятиями других естественных наук;
— обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы,
закономерности, понимать границы их применимости;
— проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать
необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
— выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
— устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
— решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и мРНК, антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в
молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
— делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза, в случае изменения последовательности
нуклеотидов ДНК;
— сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в
клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
— выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и
функций частей и органоидов клетки;
— обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов,
происходящих в клетках живых организмов;
— определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
— сравнивать разные способы размножения организмов;
— характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
— решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе, сцепленное с полом) наследование, анализирующее
скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
— раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
— выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в
естественном и искусственном отборе;
— обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
— характеризовать факторы (движущие силы) эволюции;
— характеризовать причины изменчивости и многообразия видов согласно синтетической теории эволюции;
— характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
— устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
— составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения
факторов среды;
—
аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
— обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

—

оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии;
обосновывать собственную оценку;
— выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно её объяснять;
— представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании
представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
БИОЛОГИЯ. 10 КЛАСС -углубленный уровень (102 ч.)
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии
в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые
кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Клетка — структурная и функциональная единица организма. Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении
современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и
функции хромосом.
Вирусы — неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и
реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Основные процессы, происходящие в организме. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма
(онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ
на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория
наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, её направления и перспективы развития. Биобезопасность.
Перечень лабораторных и практических работ:
1. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
2. Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.

3. Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках.
4. Обнаружение белков с помощью качественных реакций.
5.
Выделение ДНК.
6.
Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
7.
Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.
8.
Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
9.
Решение генетических задач.
10. Составление и анализ родословных человека.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
Раздел

I

Тема

Количество
часов

1. Введение. Биология как комплекс наук о
живой природе
2. Молекулярный уровень.

Лабораторные
работы

Практические
работы

9
29

II

3. Клеточный уровень

33

III

4. Организменный уровень

26

Повторение

5

Итого

Контрольные
работы

102

1

3

1

4
1
2

2
7

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ биологии 10 класс
Учебник Биология. 10класс. Автор: Пасечник В.В.
102 часа ( 3 часа в неделю)

3

№
П/П

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

№
Колич
урок ество
ав
часов
теме
1.
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18.
19.
20.

9.
10.
11.

1
1
1

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
план

01.09.2022
05.09.2022
06.09.2022
08.09.2022
12.09.2022
13.09.2022
15.09.2022
19.09.2022
20.09.2022
22.09.2022
26.09.2022
27.09.2022
29.09.2022
03.10.2022
04.10.2022
06.10.2022
10.10.2022
11.10.2022
13.10.2022
17.10.2022
18.10.2022
20.10.2022
24.10.2022
25.10.2022
27.10.2022
07.11.2022
08.11.2022
10.11.2022

Дата
факт

Содержание темы
Тема урока
Введение. Биология как комплекс наук о живой природе (9ч)
Биология в системе наук
Практическое значение биологических знаний
Методы научного познания
Методы научного познания
Объект изучения биологии
Биологические системы и их свойства
Биологические системы
Урок «Решение заданий»
Обобщающий урок
Молекулярный уровень (29 ч)
Молекулярный уровень: общая характеристика
Неорганические вещества: вода, соли
Липиды, их строение и функции
Липиды, их строение и функции
Углеводы, их строение и
Углеводы, их строение и функции
Белки. Состав и структура белков
Белки. Состав и структура белков. ЛР№1 Обнаружение белков с помощью
качественных реакций
Белки. Функции белков
Ферменты —биологические катализаторы
Ферменты — биологические катализаторы ЛР№2 Изучение ферментативного
расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках.
Урок «Решение заданий»
Обобщающий урок
Нуклеиновые кислоты. ДНК
Нуклеиновые кислоты. РНК
Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК ЛР№3 Выделение ДНК.
АТФ и другие нуклеотиды.
Витамины
Урок «Решение заданий»

Примеча
ние

29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

1
1
1
1
1
1
1

36.
37.

27.
28.

1
1

14.11.2022
15.11.2022
17.11.2022
21.11.2022
22.11.2022
24.11.2022
28.11.2022
29.11.2022
01.12.2022

38.

29.

1
05.12.2022

39.

1.

1

40.
41.
42.
43.

2.
3.
4.
5.

1
1
1
1

44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

06.12.2022
08.12.2022
12.12.2022
13.12.2022
15.12.2022
19.12.2022
20.12.2022
22.12.2022
26.12.2022
27.12.2022
29.12.2022
09.01.2023
10.01.2023
12.01.2023
16.01.2023
17.01.2023
19.01.2023
23.01.2023
24.01.2023
26.01.2023
30.01.2023
31.01.2023

ПР№1 Решение элементарных задач по молекулярной биологии
Вирусы — неклеточная форма жизни
Вирусы — неклеточная форма жизни
Ретровирусы и меры борьбы со СПИДом. Прионы
Урок «Решение заданий»
Обобщающий урок
Контрольная работа №1
Урок «Решение заданий»
Обобщающий урок- конференция по итогам учебно-исследовательской и проектной
деятельности
Обобщающий урок- конференция по итогам учебно-исследовательской и проектной
деятельности
Клеточный уровень (33 ч)
Клеточный уровень: общая характеристика. Методы изучения клетки
Клеточная теория
Строение клетки. Клеточная мембрана
Цитоплазма. Цитоскелет Клеточный центр. Органоиды движения
Строение клетки. ЛР№4 Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы
лука
Рибосомы. Эндоплазматическая сеть
Ядро. Ядрышки
Комплекс Гольджи. Лизосомы. Вакуоли
Митохондрии. Пластиды. Клеточные включения
Особенности строения клеток прокариотов и эукариотов
ЛР№5 Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий
Урок «Решение заданий»
Обобщающий урок
Обмен веществ и превращение энергии в клетке
Энергетический обмен в клетке. Бескислородный этап
Энергетический обмен в клетке. Кислородный этап
Типы клеточного питания. Хемосинтез
Типы клеточного питания. Фотосинтез
Урок «Решение заданий»
Обобщающий урок
Биосинтез белков.Генетический код.
Биосинтез белков. Транскрипция

61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

1
1
1
1
1
1
1

68.
69.
70.
71.
72.

30.
31.
32.
33.
1.

1
1
1
1
1

73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

02.02.2023
06.02.2023
07.02.2023
09.02.2023
13.02.2023
14.02.2023
16.02.2023
20.02.2023
21.02.2023
27.02.2023
28.02.2023
02.03.2023
06.03.2023
07.03.2023
09.03.2023
13.03.2023
14.03.2023
16.03.2023
27.03.2023
28.03.2023
30.03.2023
03.04.2023
04.04.2023
06.04.2023
10.04.2023
11.04.2023
13.04.2023
18.04.2023
20.04.2023
24.04.2023
25.04.2023
27.04.2023
02.05.2023
04.05.2023

Биосинтез белков. Трансляция
Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме
Урок «Шаги в медицину»
Обобщающий урок
Клеточный цикл. Репликация ДНК
Деление клетки. Митоз
ЛР№6 Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых
микропрепаратах
Деление клетки. Мейоз.
Половые клетки. Гаметогенез
ЛР№7 Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах
Обобщающий урок
Организменный уровень (26 ч)
Организменный уровень: общая характеристика. Размножение организмов
Развитие половых клеток
Оплодотворение
Индивидуальное развитие организмов
Биогенетический закон
Закономерности наследования признаков
Моногибридное скрещивание
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание
Урок «Шаги в медицину»
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков
Неаллельные взаимодействия генов
Неаллельное взаимодействие генов
Хромосомная теория наследственности
Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом
Урок «Шаги в медицину»
ПР№2 Решение генетических задач
Обобщающий урок
Контрольная работа №2
Закономерности изменчивости
Закономерности изменчивости
Основные методы селекции
Центры происхождения культурных растений

95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.

24.
25.
26.
1.
2.
3.
4.
5.

1
1
1
1
1
1
1
1

11.05.2023
15.05.2023
16.05.2023
18.05.2023
22.05.2023
23.05.2023
25.05.2023

Современные достижения биотехнологии
ПР№3 Составление и анализ родословных человека
Обобщающий урок
Повторение
Повторение
Повторение
Повторение
Повторение

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
по биологии в 10 классе
учителя биологии Шелухи Е.В.

№
п/п

Название раздела,
темы

Тема урока

Дата
проведения
по плану

Причина
корректировки

Корректирующее
мероприятие

Дата
проведения
по факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».