Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа
по предмету «Биология»
на 2022-2023 учебный год –9 класс

Составлена
учителем биологии
Шелухой Е.В.
Рекомендована педагогическим советом
Протокол № 10
«29 » августа 2022г.
с. Орловское, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденными приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287
Примерной программой основного общего образования по биологии (базовый уровень) и авторской программы В.В.Пасечника Биология.
Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций
/ [В. В. Пасечник и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2020. — 128 с. : ил.
Рабочим учебным планом МБОУ Орловский УВК;
Уставом МБОУ Орловский УВК.
Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:
Биология.9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В.
Пасечника.– М.: Просвещение, 2020 г. (Линия жизни)
.Рабочая программа по биологии рассчитана на 34 рабочие недели, 3 часа в неделю, 102 часа в год.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
у ученика будут сформированы:
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих
технологий;
 реализация установок здорового образа жизни;
 познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
 воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
 соблюдать правила поведения в природе;
 понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
могут быть сформированы:
 умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;
 понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
 признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
 определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;

 классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
 самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного
исследования;
 при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и
требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
Обучающийся получит возможность научиться:
 устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и план-конспекты по результатам чтения;
 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
 использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;
 демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни
Познавательные:
Обучающийся научится:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой
(таблицу в текст и пр.).
Обучающийся получит возможность научиться:

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.

Средством формирования познавательных служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
 формированию системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
 формированию первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях,
закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере,
наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;


приобретению опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для
изучения живых организмов и человека, проведению экологического мониторинга в окружающей среде;
Обучающийся получит возможность научиться:
 овладению методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов;
 анализу и оценке последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека..
 работать с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Биология» в 9 классе изучается на базовом уровне. Учащимся предлагается базовое содержание учебного предмета «Биология».
. Повторение курса за 8 класс. (7 ч.)
Введение. Биология в системе наук (3 ч.)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических
исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности
человека.
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».
Глава 1. Основы цитологии - науки о клетке ( 13 ч.)
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной
теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран
и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы.
Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его
космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков.
Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели
РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (8 ч.)
Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа
бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.
Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток,
органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления
организма к изменяющимся условиям.

Демонстрации:таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития
высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
Глава 3. Основы генетики (14 ч.)
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов.
Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное
скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое
обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков,
сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы.
Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании
генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или
модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние
условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений

Глава 4. Генетика человека (3 ч.)
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на
генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Глава 5. Основы селекции и биотехнологии (5 ч.)
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы;
портреты селекционеров.
Глава 6. Эволюционное учение (16 ч.)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции.
Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат
эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная
эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.
Движущие силы и результаты эволюции.
Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль
естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального
природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную
изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов
к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной
биологической эволюции.
Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле (9 ч.)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну
различных эр и периодов.
Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (18 ч.)
Окружающая среда - источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы.
Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в
экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические
проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и
экосистемы.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема
влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.
Повторение (6 ч.)

Лабораторная работа № 1 «Строение клеток».
Лабораторная работа № 2 «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой».
Лабораторная работа № 3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
Лабораторная работа № 4 «Строение растений в связи с условиями жизни».
Лабораторная работа № 5 «Описание экологической ниши организма».
Лабораторная работа № 6 «Выявление пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума».
Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».
Практическая работа № 2 «Составление родословных».
Практическая работа № 3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел (глава)/ тема

Повторение
Введение. Биология в системе
наук
Глава 1: Основы цитологиинауке о клетке
Глава 2: Размножение и
индивидуальное развитие
организмов
Глава 3: Основы генетики
Глава 4: Генетика человека
Глава 5: Основы селекции и
биотехнологии
Глава 6: Эволюционное учение
Глава 7: Возникновение и
развитие жизни на Земле
Глава 8: Взаимосвязи организмов
и окружающей среды
Повторение
ИТОГО

Общее
количество
часов
7
3

практических
работ

лабораторных
работ

контрольных
работ

1

13
8

14
3
5

1
1

1

1

16
9
18

1

1

3

1

3

6

2

6
102

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ 9 класс
102 часа (3 часа в неделю)
Учитель: Шелуха Е.В.
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Дата план

02.09.2022
06.09.2022
07.09.2022
09.09.2022
13.09.2022
14.09.2022
16.09.2022
20.09.2022
21.09.2022
23.09.2022
27.09.2022
28.09.2022
30.09.2022
04.10.2022
05.10.2022
07.10.2022
11.10.2022
12.10.2022
14.10.2022
18.10.2022
19.10.2022

Дата
факт

Кол
ичес
тво
уро
ков
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тема урока
Содержание темы

Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Введение. Биология в системе наук 3
Биология как наука.
Биология как наука.
Методы биологических исследований. Значение биологии.
Глава 1. Основы цитологии – наука о клетке 13
Цитология – наука о клетке.
Клеточная теория.
Химический состав клетки.
Строение клетки.
Особенности клеточного строения организмов. Вирусы.
Лабораторная работа № 1 «Строение клеток».
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез.
Биосинтез белков.
Биосинтез белков.
Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке.

Примечан
ия

Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д

22
23

21.10.2022
25.10.2022

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

26.10.2022
28.10.2022
08.11.2022
09.11.2022
11.11.2022
15.11.2022
16.11.2022
18.11.2022
22.11.2022
23.11.2022
25.11.2022
29.11.2022
30.11.2022
02.12.2022
06.12.2022
07.12.2022
09.12.2022
13.12.2022
14.12.2022
16.12.2022
20.12.2022
21.12.2022
23.12.2022
27.12.2022
28.12.2022

1
1

Решение задач.
Обобщающий урок по главе «Основы цитологии – наука о клетке».

1

Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов 8
Формы размножения организмов. Бесполое размножение.
Митоз.
Половое размножение. Мейоз.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
Влияние факторов внешней среды на онтогенез.
Решение заданий
Обобщающий урок по главе «Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез).
Глава 3. Основы генетики 14
Генетика как отрасль биологической науки.
Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип.
Закономерности наследования.
Решение генетических задач.
Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».
Хромосомная теория наследственности.
Генетика пола.
Решение генетических задач
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.
Комбинативная изменчивость.
Фенотипическая изменчивость.
Лабораторная работа № 2 «Изучение модификационной изменчивости и построение
вариационной кривой».
Обобщающий урок по главе «Основы генетики».
Контрольная работа №1
Глава 4. Генетика человека 3
Методы изучения наследственности человека.
Практическая работа № 2 «Составление родословных».
Генотип и здоровье человека.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Д

Д
Д

Д

Д
Д
Д

Д

Д

Д

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

1
30.12.2022
10.01.2023
11.01.2023
13.01.2023
17.01.2023
18.01.2023
20.01.2023
24.01.2023
25.01.2023
27.01.2023
31.01.2023
01.02.2023
03.02.2023
07.02.2023
08.02.2023
10.02.2023
14.02.2023

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15.02.2023

67
68
69
70
71
72
73
74

1
17.02.2023
21.02.2023
22.02.2023
28.02.2023
01.03.2023
03.03.2023
07.03.2023
10.03.2023

1
1
1
1
1
1
1

Глава 5. Основы селекции и биотехнологии 5
Основы селекции.
Достижения мировой и отечественной селекции.
Биотехнология: достижения и перспективы развития
Биотехнология: достижения и перспективы развития
Обобщающий урок по главам «Генетика человека». «Основы селекции и биотехнологии»
Глава 6. Эволюционное учение 16
Учение об эволюции органического мира.
Эволюционная теория Ч.Дарвина.
Вид. Критерии вида.
Популяционная структура вида.
Видообразование.
Формы видообразования.
Обобщение материала по темам «Учение об эволюции органического мира. Вид. Критерии
вида. Видообразование».
Борьба за существование и естественный отбор – движущиеся силы эволюции.
Естественный отбор.
Адаптация как результат естественного отбора.
Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Лабораторная работа № 3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
Урок семинар «Современные проблемы теории эволюции. Эволюционная теория Ж.Б.
Ламарка».
Урок семинар «Современные проблемы теории эволюции. Эволюционная теория Ж.Б.
Ламарка».
Решение заданий
Обобщение материала по главе «Эволюционное учение».
Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле 9
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.
Органический мир как результат эволюции.
История развития органического мира.
История развития органического мира
История развития органического мира.

Д
Д

Д
Д
Д

Д
Д
Д

Д
Д

75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93

14.03.2023
15.03.2023
17.03.2023
28.03.2023
29.03.2023
31.03.2023
04.04.2023
05.04.2023
07.04.2023
11.04.2023
12.04.2023
14.04.2023
18.04.2023
19.04.2023
21.04.2023
25.04.2023
26.04.2023
28.04.2023

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

02.05.2023

94
95
96
97
98
99
100
101

1
03.05.2023
05.05.2023
10.05.2023
12.05.2023
16.05.2023
17.05.2023
19.05.2023
23.05.2023

1
1
1
1
1
1
1

Урок-семинар «Происхождение и развитие жизни на Земле».
Урок-семинар «Происхождение и развитие жизни на Земле».
Решение заданий
Обобщение материала по главе «Возникновение и развитие жизни на Земле»
Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды 18
Экология как наука.
Влияние экологических факторов на организмы
. Лабораторная работа № 4 «Строение растений в связи с условиями жизни».
Экологическая ниша
. Лабораторная работа № 5 «Описание экологической ниши организма».
Структура популяций.
Типы взаимодействия популяций разных видов
Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем.
Структура экосистем.
Поток энергии и пищевые цепи.
Практическая работа № 3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей
питания)».
Искусственные экосистемы.
Лабораторная работа № 6 «Выявление пищевых цепей в искусственной экосистеме на
примере аквариума».
Экологические проблемы современности.
Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды». Защита
экологического проекта.
Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды». Защита
экологического проекта.
Обобщающий урок по главе 8 «Взаимосвязи организмов и окружающей среды».
Контрольная работа №2
Повторение по главе «Основы цитологии – науки о клетке».
Повторение по главе «Основы генетики»
Повторение по главе «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
Повторение по главе «Эволюционное учение»
Повторение по главе «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Д
Д
Д

Д

Д

Д

Д
Д
Д
Д
Д
Д

102

24.05.2023

1

Повторение по главе «Взаимосвязи организмов и окружающей среды».

Д

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя биологии Шелухи Е.В.
по биологии в 9 классе
№
п/п

Название раздела,
темы

Тема урока

Дата
проведения
по плану

Причина
корректировки

Корректирующее
мероприятие

Дата
проведения
по факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».