Рабочая программа по биологии 7 класс.

Рабочая программа
по предмету «Биология»
на 2022-2023 учебный год –7 класс

Составлена
учителем биологии
Шелухой Е.В.
Рекомендована педагогическим советом
Протокол №10
«29 » августа 2022 г.
с. Орловское, 2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденными приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287
Примерной программой основного общего образования по биологии (базовый уровень) и авторской программы В.В.Пасечника Биология.
Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций
/ [В. В. Пасечник и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2020. — 128 с. : ил.
Рабочим учебным планом МБОУ Орловский УВК;
Уставом МБОУ Орловский УВК.
Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:
Биология.7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. В.В. Пасечник-М. : Просвещение, 2019.-160с. : ил. –(Линия жизни)
Рабочая программа по биологии рассчитана на 34 рабочие недели,2 часа в неделю, 68 часов в год.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам освоения курса биологии в 7 классе определяются ключевыми задачами общего образования,
отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 7 классе даёт возможность достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры, воспитание любви к природе;
- признание права каждого на собственное мнение;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
- умение слушать и слышать другое мнение
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и
универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике,

самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить
классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и
организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Основные предметные результаты обучения биологии:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины
мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях,
закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о
наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для
изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции
научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние
факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и
эволюции растений и животных;
7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов;
8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем,
необходимости рационального природопользования;
9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними.
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- основные признаки представителей Царств живой природы.
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей.
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при укусах ядовитых животных, отравлении грибами и др.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

-

объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;
устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
различать изученные объекты в природе, на таблицах;
устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.
сравнивать различные среды обитания;
характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
приводить примеры обитателей морей и океанов;
наблюдать за живыми организмами.
объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
объяснять роль растений и животных в жизни человека;
обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
соблюдать правила поведения в природе;
различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками .
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Повторение(14часов)
Царства Растения , Бактерии, Грибы. Лишайники
Общие признаки Царства. Особая роль растений в жизни нашей планеты как производителей органического вещества. Жизненные
формы растений. Современный растительный мир – результат эволюции.
Низшие растения. Особенности строения водорослей. Отделы: Зелёные, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации
бурых водорослей. Роль водорослей в экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека.
Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно- воздушной среды.
Происхождение высших растений. Первые наземные растения – псилофиты.
Высшие споровые растения. Отдел Моховидные. Мхи – самые древние высшие растения. Особенности строения мхов. Жизненный цикл
мхов на примере кукушкина льна. Разнообразие мхов. Средообразующая роль сфагновых мхов. Болото как экосистема. Биосферное
значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа.

Отделы Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Особенности строения, цикл развития папоротников, зависимость от
условий среды обитания. Вымершие древовидные формы папоротниковидных, хвощей, плаунов, их роль в образовании каменного угля.
Разнообразие современных папоротников и их значение.
Семенные растения, общие признаки. Отдел Голосеменные – более древняя группа семенных растений. Класс Хвойные: строение и цикл
развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные – саговниковые и гинкговые. Разнообразие современных хвойных. Роль
голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.
Отдел Покрытосеменные: общие признаки, черты более высокой организации по сравнению с голосеменными. Происхождение.
Своеобразие жизненного цикла покрытосеменных. Приспособленность покрытосеменных к жизни в различных экологических условиях.
Классификация покрытосеменных. Классы: Однодольные и Двудольные. А.Л. Тахтаджян, его вклад в изучение систематики
покрытосеменных.
Класс Двудольные, семейства: Крестоцветные, Бобовые, Паслёновые (дикорастущие виды и культурные растения).
Класс Однодольные, семейства: Лилейные и Злаки (дикорастущие виды и культурные растения). Роль злаков в луговых и степных
экосистемах.
Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов. Селекция. Зерновое хозяйство – основа
земледелия. Пшеница – основная хлебная культура. Разнообразие пшениц: твёрдые и мягкие, озимые и яровые. Особенности выращивания
пшеницы. Овощеводство. Капуста – древняя овощная культура, её разновидности и сорта. Выращивание капусты.
Царство Бактерии, общая характеристика. Разнообразие. Бактерии-автотрофы. Азотфиксирующие бактерии. Бактерии-гетеротрофы:
сапрофиты и паразиты. Бактерии – возбудители инфекционных заболеваний человека. Значение и особенности применения антибиотиков.
Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека.
Царство Грибы, общие признаки. Роль грибов в жизни нашей планеты как разрушителей органического вещества. Одноклеточные и
многоклеточные грибы. Плесневые и шляпочные грибы. Пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы. Разнообразие шляпочных грибов:
съедобные, условно съедобные, ядовитые. Профилактика отравления грибами. Экологические группы грибов, их роль в экосистемах.
Грибы – паразиты растений. Использование грибов в биотехнологии.
Лишайники, общие признаки. Компоненты лишайников, их взаимоотношения Разнообразие лишайников: накипные, листоватые,
кустистые. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.
Лабораторные работы:
1. «Строение плодовых тел шляпочных грибов (пластинчатых и трубчатых)»
Практические работы
1 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Грибы Крыма».
Общие сведения о животном мире (2 ч)
Общая характеристика царства. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты как потребителей органического вещества.
Одноклеточные животные ( 3ч)
Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела,
песчаника. Типы Саркожгутиконосцы, Споровики, Инфузории: особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах. Значение в жизни
человека

Беспозвоночные (18 ч)
Подцарство Многоклеточные, общие признаки. Происхождение многоклеточных животных от колониальных жгутиковых. Исследования
И.И. Мечникова. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.
Тип Кишечнополостные, общая характеристика, разнообразие. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Значение
кишечнополостных в водных экосистемах. Роль коралловых полипов в образовании морских рифов и атоллов.
Тип Плоские черви, общая характеристика. Разнообразие. Класс Ресничные черви. Особенности организации в связи с обитанием в
морских и пресных водоёмах.
Паразитические плоские черви. Класс Сосальщики. Приспособления к паразитическому образу жизни. Цикл развития и смена хозяев у
печёночного сосальщика. Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня,
черты приспособленности к паразитизму. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями.
Тип Круглые черви, общие признаки. Разнообразие. Цикл развития аскариды человеческой. Меры профилактики заражения круглыми
червями.
Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Прогрессивные черты организации по сравнению с плоскими и круглыми червями.
Разнообразие. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя.
Видовое многообразие и роль кольчатых червей в почвенных, пресноводных, морских экосистемах. Значение кольчатых червей в жизни
человека.Гирудотерапия.
Тип Моллюски, общая характеристика типа. Разнообразие. Класс Брюхоногие. Роль брюхоногих моллюсков в экосистемах. Виды паразиты и вредители сельского хозяйства.
Класс Двустворчатые. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоёмов. Класс Головоногие. Прогрессивные черты
строения. Значение в жизни человека.
Тип Членистоногие, особенности внешнего и внутреннего строения. Происхождение. Разнообразие. Класс Ракообразные, общая
характеристика, разнообразие, значение.
Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие, значение.
Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых. Разнообразие насекомых, их отряды (тараканы,
стрекозы, клопы, жуки, бабочки, двукрылые, перепончатокрылые). Общественные насекомые. Роль насекомых в экосистемах, практическое
значение.
Позвоночные (20 ч)
Тип Хордовые, общие признаки. Подтип Бесчерепные, общая характеристика. Класс Ланцетники. Строение ланцетника.
Подтип Черепные, или Позвоночные, общая характеристика. Надкласс Рыбы, особенности внешнего и внутреннего строения в связи с
обитанием в водной среде. Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры.
Класс Костные рыбы. Прогрессивные черты строения по сравнению с хрящевыми. Древние костные рыбы – лопастепёрые. Подкласс
Лучепёрые наиболее разнообразная группа рыб. Основные отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные,
Окунеобразные. Промысловые рыбы.
Класс Земноводные, или Амфибии. Происхождение первых наземных позвоночных. Особенности строения, связанные с выходом на
сушу. Размножение и развитие. Связь с водной средой в период размножения. Многообразие земноводных. Роль в экосистемах.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки как типичных обитателей суши. Происхождение. Прогрессивные черты
организации по сравнению с земноводными. Отряды: Круглоголовые, Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи, Клювоголовые (гаттерия).
Многообразие видов. Особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в экосистемах и жизни человека.
Класс Птицы, особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полётом. Происхождение. Прогрессивные черты организации
птиц по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие птиц. Выводковый и птенцовый типы развития. Сезонные явления в
жизни птиц. Птицы наземных и водных экосистем. Лесные птицы. Птицы открытых пространств. Птицы водоёмов и побережий.
Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего строения. Скелет и мускулатура. Особенности внутреннего
строения. Размножение и развитие. Яйцекладущие, сумчатые и плацентарные млекопитающие. Млекопитающие различных экосистем:
лесов, водоёмов. Млекопитающие почвы. Развитие животноводства. Скотоводство. Породы крупного рогатого скота: мясные, мясо –
молочные. Коневодство. Овцеводство. Свиноводство. Птицеводство.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №2 «Изучение многообразия свободноживущих водных простейших»
Лабораторная работа №3 «Изучение многообразия тканей животных»
Лабораторная работа № 4 «Изучение пресноводной гидры»
Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения дождевого червя»
Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения насекомого»
Лабораторная работа №7 «Изучение внешнего строения рыбы»
Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения птицы»
Лабораторная работа № 9 «Внешнее строение млекопитающих»
Практические работы
Практическая работа №2 «Многообразие млекопитающих».
К.р. №2 – « Многообразие животных как результат эволюции. Значение животных в природе и жизни человека».
Эволюция организмов, их охрана (3 часа)
Возникновение жизни на Земле и её существование в форме экосистемы. Эволюция. Основные события исторического пути развития
живой природы: от архея к кайнозою.
Эволюционное учение Ч.Дарвина. Наследственность и изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – движущие
силы эволюции. Приспособленность организмов к условиям среды обитания, разнообразие видов.
Возникновение высших форм жизни на основе более простых – результат эволюции. Доказательства эволюции: окаменелости и
отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды. Система растений и животных –
отображение эволюции. Принципы классификации.
Освоение суши растениями и животными. Геологическое прошлое Земли. Риниофиты — первые наземные растения. Прогрессивные черты
организации членистоногих. Эволюция хордовых
Экосистемы (6 часов)
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Взаимоотношения организмов разных царств в экосистеме. Цепи питания как пути передачи энергии в
экосистеме. Значение круговорота веществ в природе . Среда обитания организмов. Экологические факторы. Абиотические факторы. Приспособленность

организмов к абиотическим факторам. Биотические факторы. Межвидовые отношения организмов. Антропогенные факторы. Искусственные экосистемы,
их особенности
Повторение (2 часа)
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел «Разнообразие живых организмов»
(7 класс)
№
п/п
Наименование темы
часов
практических
лабораторных
контрольных
работ
работ
работ
1
14
1
1
Повторение
2
2
Общие сведения о животном мире
3

Одноклеточные животные

3

1
4

1

4

Беспозвоночные. Многоклеточные животные

18

5

Позвоночные животные

20

1

3

1

6
7
8

Эволюция организмов, их охрана
Экосистемы
Повторение

3
6
2
68

2

9

2

4

№
п/п

Дата план

1.

02.09.2022

2.

07.09.2022

3.

09.09.2022

4.

14.09.2022

Дата
факт

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ
68 часов ( 2 часа в неделю)
Учитель: Шелуха Е.В..
Кол
иче Тема урока
ство Содержание темы
часо
в
1
ПОВТОРЕНИЕ( 14 часов )
Урок 1. Многообразие организмов, их классификация
Разнообразие живых организмов. Систематика. Задачи и значение систематики.
Систематические категории.
Классификация организмов. Вклад Карла Линнея в развитие систематики.
1
Урок 2. Бактерии — доядерные организмы. Роль бактерий в природе и жизни
человека
Бактерии — доядерные организмы. Отличительные особенности доядерных организмов.
Бактериальная клетка, отличия бактериальной клетки от клетки растений и животных.
Разнообразие бактерий, их распространение. Питание и размножение бактерий. Роль
бактерий в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых
бактериями.
1
Урок 3. Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов,
их роль в жизни человека
Отличительные признаки царства грибов и особенности строения грибов. Сходство грибов с
растениями и животными. Строение грибной клетки. Питание грибов. Размножение грибов.
Съедобные, ядовитые и плесневые грибы, особенности их строения и процессов
жизнедеятельности. Правила сбора грибов.
Лабораторная работа № 1 «Строение и разнообразие шляпочных грибов»
Урок 4. П.Р.№ 1 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Грибы Крыма».
1
Лишайники — комплексные симбиотические организмы
Особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие и распространение
лишайников. Лишайники — индикаторы степени загрязнения окружающей среды. Роль
лишайников в природе и жизни человека. Охрана лишайников.

7 КЛАСС

При
меча
ние

Урок 5. Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей. Значение
водорослей в природе и жизни человека.
Водоросли, общая характеристика. Многообразие и среда обитания водорослей.
Особенности строения и размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни
человека.
Урок 6. . Высшие споровые растения Моховидные. Высшие споровые растения,
происхождение, общая характеристика. Жизненный цикл высших споровых растений.

5

16.09.2022

1

6.

21.09.2022

1

7

23.09.2022

1

Урок 7. Высшие споровые растения. Папоротниковидные
Плауновидные. Хвощевидные
Высшие споровые растения, происхождение, общая характеристика. Жизненный цикл
высших споровых растений.

8.

28.09.2022

1

9.

30.09.2022

1

10.

05.10.2022

1

11.

07.10.2022

1

12.

12.10.2022

1

13

14.10.2022

1

14

19.10.2022

1

Урок 8. Голосеменные — отдел семенных растений
Голосеменные растения: общая характеристика. Возникновение семенного размножения —
важный этап в эволюции растений. Отличие семени от споры. Первоначальные сведения о
преимуществах семенного размножения. Жизненный цикл голосеменных.
Урок 9. Разнообразие хвойных растений
Разнообразие хвойных растений. Характеристика хвойных растений.
Значение голосеменных.
Урок 10. Покрытосеменные, или Цветковые
Покрытосеменные, или Цветковые, растения как высокоорганизованная и господствующая
группа растительного мира. Многообразие покрытосеменных. Значение покрытосеменных.
Урок 11. Вегетативные и генеративные органы цветковых растений.
Строение корня, побега и цветков с плодами.
Урок 12. Класс Двудольные
Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Паслёновые,
Сложноцветные, Мотыльковые (Бобовые).
Урок 13. Класс Однодольные
Семейства однодольных растений: Злаки, Лилейные. Дикорастущие и культурные виды, их
многообразие.
Охрана редких и исчезающих видов.
Урок 14. Обобщение.

ЖИВОТНЫЕ — ПОТРЕБИТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА ( 43 Ч)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ (2 Ч)
Урок 15. Особенности, многообразие и классификация животных
Общие сведения о животном мире.
Сходство животных с другими организмами и отличия от них. Многообразие
животных. Классификация животных.
Урок 16. Среды обитания и сезонные изменения в жизни животных
Среды обитания животных. Места обитания животных. Сезонные изменения в жизни
животных. Приспособленность животных к среде обитания.
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (3 Ч)
Урок17. Общая характеристика одноклеточных. Корненожки Одноклеточные
животные, или Простейшие: общая характеристика. Особенности строения и
жизнедеятельности простейших. Корненожки.
Урок 18. Жгутиконосцы и инфузории
Особенности строения и жизнедеятельности жгутиконосцев и инфузорий.
Лабораторная работа №2 «Изучение многообразия свободноживущих водных
простейших»
Урок 19. Паразитические простейшие. Значение простейших
Паразитические простейшие, особенности строения и жизнедеятельности. Профилактика
заболеваний, вызываемых паразитическими простейшими. Значение простейших.

15

21.10.2022

1

16

26.10.2022

1

17

28.10.2022

1

18

09.11.2022

1

19

11.11.2022

1

20

16.11.2022

1

МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ (12 Ч)
Урок20. Организм многоклеточного животного
Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных. Типы тканей многоклеточных
животных: покровная, соединительная, мышечная, нервная.

21

18.11.2022

1

Урок 21. Лабораторная работа №3 «Изучение многообразия тканей животных»

22

23.11.2022

1

23

25.11.2022

1

Урок 22. Тип Кишечнополостные
Тип Кишечнополостные: внешнее строение, образ жизни. Особенности строения и
жизнедеятельности пресноводной гидры. Размножение гидры: бесполое и половое. Рефлекс.
Лабораторная работа № 4 «Изучение пресноводной гидры»
Урок 23. Многообразие кишечнополостных
Класс Гидроидные, класс Сцифоидные, класс Коралловые полипы. Практическое значение
кораллов

24

30.11.2022

1

25

02.12.2022

1

26

07.12.2022

1

27

09.12.2022

1

28
29
30

14.12.2022
16.12.2022
21.12.2022

1
1
1

31

23.12.2022

1

32

28.12.2022

1

33

30.12.2022

1

34

11.01.2023

1

35

13.01.2023

1

Урок 24. Общая характеристика червей. Тип Плоские черви
Общая характеристика червей. Тип Плоские черви: распространение, особенности строения
и жизнедеятельности.
Урок 25. Тип Плоские черви.
Профилактика заражения плоскими паразитическими червями.
Урок 26. Тип Круглые черви
Тип Круглые черви: распространение, особенности строения и жизнедеятельности.
Профилактика заражения круглыми червями.
Урок 27. Тип Кольчатые черви
Тип Кольчатые черви, особенности строения и жизнедеятельности. Значение кольчатых
червей.
Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения дождевого червя»
Урок 28. Обобщение
Урок 29. Конторльная работа №1
Урок 30. Тип Моллюски. Класс Брюхоногие
Тип Моллюски, общая характеристика. Класс Брюхоногие моллюски, или Улитки:
распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие брюхоногих
моллюсков и их значение.
Урок 31. Класс Двустворчатые моллюски
Класс Двустворчатые моллюски: распространение, особенности строения и
жизнедеятельности. Многообразие двустворчатых моллюсков и их значение
Урок32. Класс Головоногие моллюски
Класс Головоногие моллюски: распространение, особенности строения и жизнедеятельности.
Многообразие головоногих моллюсков и их значение
Урок 33. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные
Тип Членистоногие как наиболее высокоорганизованные беспозвоночные животные, общая
характеристика.
Класс Ракообразные: распространение, особенности строения и жизнедеятельности.
Многообразие ракообразных животных и их значение
Урок 34. Класс Паукообразные
Класс Паукообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности.
Многообразие паукообразных животных и их значение
Урок 35. Класс Насекомые
Класс Насекомые: распространение, особенности внешнего и внутреннего строения.
Развитие насекомых с неполным и полным превращением

36

18.01.2023

1

37
38

20.01.2023
25.01.2023

1
1

39

27.01.2023

1

40
41

01.02.2023
03.02.2023

1
1

42

08.02.2023

1

43

10.02.2023

1

44

15.02.2023

1

45

17.02.2023

1

46

22.02.2023

1

47

01.03.2023

1

48

03.03.2023

1

49

10.03.2023

1

Урок 36 Многообразие насекомых.
Многообразие насекомых и их значение. Особенности жизнедеятельности общественных
насекомых. Пчеловодство. Охрана беспозвоночных животных
Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения насекомого»
Урок 37 Обобщение
ПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (20 Ч)
Урок 38. Тип Хордовые
Тип Хордовые: общая характеристика, классификация. Особенности строения и
жизнедеятельности ланцетника.
Урок 39. Общая характеристика рыб
Рыбы: общая характеристика, классификация. Особенности внешнего и внутреннего
строения рыб в связи с приспособленностью к водной среде обитания.
Лабораторная работа №7 «Изучение внешнего строения рыбы»
Урок 40. Особенности процессов жизнедеятельности, размножения и развития рыб.
Урок 41. Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб Приспособления
рыб к условиям обитания. Значение рыб. Промысел и разведение рыб
Урок 42. Класс Земноводные
Класс Земноводные: общая характеристика, классификация. Особенности внешнего
и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности земноводных.
Урок 43. Класс Земноводные
Многообразие земноводных, их значение и охрана.
Урок 44. Класс Пресмыкающиеся
Класс Пресмыкающиеся: общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего
строения пресмыкающихся в связи со средой обитания.
Урок 45. Класс Пресмыкающиеся
Многообразие пресмыкающихся, их значение и охрана.
Урок 46. Класс Птицы
Класс Птицы: общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения в связи
со средой обитания.
Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения птицы»
Урок 47. Класс Птицы
Класс Птицы: особенности внутреннего строения в связи со средой обитания.
Урок 48. Многообразие птиц.
Многообразие птиц.
Урок 49. Птицеводство.

50
51

15.03.2023
17.03.2023

1
1

52

29.03.2023

1

53

31.03.2023

1

54

05.04.2023

1

55

07.04.2023

1

56.
57
58

12.04.2023
14.04.2023
19.04.2023

1
1
1

59

21.04.2023

1

60
61.

26.04.2023
28.04.2023

1
1

62.

03.05.2023

1

Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Породы домашних птиц
Урок 50. Обобщение
Урок51. Класс Млекопитающие
Класс Млекопитающие, или Звери: общая характеристика, особенности внешнего и
внутреннего строения в связи со средой обитания.
Лабораторная работа № 9 «Внешнее строение млекопитающих»
Урок 52. Класс Млекопитающие
Размножение млекопитающих.
Урок 53. Многообразие млекопитающих
Многообразие млекопитающих. Подкласс Первозвери. Подкласс Настоящие звери. Высшие
млекопитающие.
Урок 54. Многообразие млекопитающих
Высшие млекопитающие.
Практическая работа №2 «Многообразие млекопитающих».
Урок 55. Домашние млекопитающие
Домашние животные. Животноводство. Разведение крупного рогатого скота. Коневодство.
Свиноводство. Разведение мелкого рогатого скота. Звероводство.
Урок 56. Обобщение
Урок 57. Контрольная работа №2
ЭВОЛЮЦИЯ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ, ИХ ОХРАНА (3 Ч)
Урок 58. Этапы эволюции органического мира
Палеонтологические доказательства эволюции. Первые растения и животные, заселившие
воды древнего океана. Возникновение фотосинтеза. Гетеротрофные и автотрофные
организмы. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Урок 59. Освоение суши растениями и животными
Освоение суши растениями и животными. Геологическое прошлое Земли. Риниофиты —
первые наземные растения. Прогрессивные черты организации членистоногих. Эволюция
хордовых.
Урок 60. Урок-проект по теме «Охрана растительного и животного мира».
ЭКОСИСТЕМЫ (6 Ч)
Урок 61. Экосистема
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Взаимоотношения организмов разных
царств в экосистеме. Цепи питания как пути передачи энергии в экосистеме. Значение
круговорота веществ в природе.
Урок 62. Среда обитания организмов.

63

05.05.2023

1

64.

10.05.2023

1

65

12.05.2023

1

66

17.05.2023

1

67.
68

19.05.2023
24.05.2023

1
1

Среда обитания организмов.
Урок 63. Экологические факторы
Экологические факторы. Абиотические факторы. Приспособленность организмов к
абиотическим факторам.
Урок 64. Биотические и антропогенные факторы Биотические факторы. Межвидовые
отношения организмов. Антропогенные факторы.
Урок 65. Искусственные экосистемы
Искусственные экосистемы, их особенности.
Урок 66. Обобщающий урок
Экосистемы.
Урок 67. Повторение.
Урок 68. Повторение.

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя биологии Шелухи Е.В.
по биологии в 7 классе
№
п/п

Название раздела,
темы

Тема урока

Дата
проведения
по плану

Причина
корректировки

Корректирую
щее
мероприятие

Дата
проведения по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».